Реиндустриализация
Беларусь, находясь в условиях международного кризиса и сильнейшего внешнего давления,
критически нуждается в опережающем развитии национальной экономики, что должно включать
в себя быструю адаптацию к меняющейся структуре региональных и глобальных рынков.
Экономика, как часть общественной деятельности – сложнейшая сеть зависимостей и
взаимодействий. Эти зависимости создают риски, но и предоставляет возможности. Плохо
продуманное изменение части общественной деятельности может привести к нежелательным
последствиям в иных областях. В то же время, стратегический выбор одной из сфер общественной
деятельности в качестве главного направления изменений, с просчитанной привязкой к этому
направлению трансформации остальных общественных сфер, может снизить неопределённость и
риски, связанные с крупномасштабной трансформацией.
Для Беларуси сейчас таким флагманским, ударным направлением изменений должна стать
реиндустриализация, где локомотивами роста будут промышленность, сельское хозяйство и
малое и среднее предпринимательство в реальном секторе. Целями изменений является
достижение нового уровня организации производственных сил, способного обеспечить
опережающее развитие страны в радикально изменившемся мире. Постановка
реиндустриализации во главу угла не может и не должна девальвировать иные области
общественной деятельности или государственной организации. Такой национальный приоритет
лишь создаёт понятную точку отсчёта и создаёт одну из критически необходимых опор для
всестороннего изменения страны.
Реиндустриализация означает переход к значительно более высокому уровня организации
производств, глубокой роботизации, иному качеству продуктов и процессов. Но
реиндустриализация невозможна без целого ряда иных компонентов. Развитие рынков сбыта;
решение проблемы занятости; снятие демографических рисков; создание нового качества в
образовании, здравоохранении, медицине и социальном обспечении; военная,
продовольственная, эпидемическая безопасность; глубокая цифровая трансофрмация; новая
финансовая система и совершенствование государственного управления – все эти и множество
других аспектов должны рассматриваться, как источники требований к программе
реиндустриализации.
Группа целей национального уровня с реиндустриализацией в качестве острия как стратегическая
национальная программа должна заменить ориентировку на “устойчивое развитие”, положенного
в основу текущей директивы “НСУР-2035”. “Устойчивое развитие”, при всех благих нужно
рассматривать как стратегическую рамку, которая устанавливала правила мышления и
деятельности в русле глобализации по правилам атлантистских структур. Деглобализация,
радикально ускорившийся после февраля 2022 демонтаж гегемонии и стратегический тренд на
регионализацию позволяют и требуют отказа от навязанных извне и более нерелевантных форм
мышления и организации деятельности.
Результатами комплекса действий по реиндустриализации станут:
Проведение реиндустриализации потребует:
Критической проблемой при проведении комплексной реиндустриализации станет появление
избыточного количество рабочей силы, оценочная численность которой в промышленном секторе
может достичь половины текущего состава. Это приведёт к социальной напряжённости и росту
эмиграции. Сфера услуг и предпринимательство не смогут поглотить это количество работников.
Предлагаемая модель социально-экономического развития превращает проблему “лишних
людей” в возможность. Проведение в стране ландшафтно-усадебной урбанизации в перспективе
20 лет: